Декорирование и деколирование изделий из фарфора

 

Техника декорирования керамики с помощью деколей возникла в 1750 годах в Англии; ее авторство зачастую приписывается французскому граверу Симону Фраснсуа Равенету, переехавшему в Англию и усовершенствовавшему процесс, названный им “decalquer” (в переводе с французского - снимать на кальку, срисовывать). С другой стороны, Джон Садлер и Гай Грин (оба - известные печатники и граверы, работавшие в Ливерпуле) утверждали, что изобрели данную технологию в 1756 г. для декорирования изделий известного производителя керамики и дизайнера Джозаи Веджвуда. Однако это притязание оспаривается свидетельством того, что в 1751 и 1755 годах гравер Джон Брукс (работавший на компанию Battersea Enamel Works) пытался запатентовать технику переноса монохромного изображения, включавшую в себя травление и покрытие краской изображения на медной пластине и последующую его печать на влажной бумаге, которая затем прижималась к керамическому изделию, оставляя на нем отпечаток.

Но, даже если Садлер и Грин и не изобрели деколи, они усовершенствовали процесс гравировки и технологию печати, а также внедрили подглазурную деколь, благодаря которой к 1770 годам стоимость декорирования керамики снизилась с 2 фунтов за единицу до 6 пенсов. Их технология распространилась из Англии в Швецию, Германию, Францию и затем в Северную Америку.
В последующие годы стоимость изготовления деколей снижалась, а удобство их использования повышалось благодаря таким изобретениям, как монохромная и цветная литография и машина для изготовления бумаги Генри Фурдриньера.

Деколи продолжали наноситься на изделия примерно так же, как и раньше: папиросная бумага с изображением на ней прижималась к изделию, покрытому тонким слоем клея; затем бумага увлажнялась и снималась с изделия, оставляя на нем краску, которая впоследствии обжигалась.

К 1876 году спрос на деколированную керамику значительно возрос. Возможно, это произошло благодаря простоте применения деколей и высокому качеству литографических изображений, а также низкой стоимости декорированных таким способом изделий по сравнению с фарфором, расписанным вручную. Именно в этот период возникло слово «декалькомания», отражающее всеобщее увлечение этим способом переноса изображений на керамику: в 1875 году существовало всего около 300 дизайнов для декорирования, а спустя 2 года – уже более 10 000.

Следующее значительное событие произошло в 1895 году: компания Tullis Russell Brittains начала производить «дуплексную» бумагу, благодаря которой стоимость изготовления деколей сократилась на 80%. Эта новая бумага состояла из двух разделяемых слоев: листа тонкой папиросной бумаги сверху и более толстой и плотной бумаги снизу. Используя ее, удалось значительно повысить производительность печати, а также облегчить обращение с деколями и их хранение: раньше папиросную бумагу приходилось перед печатью наклеивать на цинковые пластинки, что само по себе было не очень быстрой и легкой операцией.
Компания Tullis Russel и по сей день остается крупнейшим в мире производителем бумаги для деколей.

Последним новшеством, оказавшим большое влияние на процесс изготовления деколей, стала шелкотрафаретная печать. Нашедшая широкое коммерческое применение в начале 1930 годов, шелкотрафаретная печать сперва использовалась не для печати самого изображения, а для нанесения покровного лака поверх уже напечатанного рисунка. Таким образом, покровный лак стал средством переноса изображения вместо папиросной бумаги. Технология оказалась такой удобной, что уже через несколько лет большая часть деколей изготавливалась этим способом.

С 1960 годов технология печати развивалась поразительными темпами. Компьютеры, сканеры, программы для редактирования изображений, настольные издательские системы и постоянное усовершенствование процесса шелкотрафаретной печати позволили изготавливать деколи с такими легкостью и качеством, что по сравнению с первыми деколями 1750-х годов они выглядят, как современные автомобильные покрышки по сравнению с деревянными колесами повозки, запряженной волами.
 

декорирование бутылок из фарфора

 Бутылка "Конь"
Бутылка "Конь"

 

патент на промышленный образец № 69848, зарегестрирован в ГРПО РФ 16.04.2009г.

   
     
Наш адрес:
Россия, Москва, Новослободская ул., д. 55
Контактные телефоны:
Отправить сообщение