Деколь – это переводные картинки, напечатанные с помощь специальных трафаретов на листах гуммированной бумаги специальными красками и закрепленные покровным лаком. При погружении такого листа в воду, лаковое пятно и закрепленное на обратной его стороне изображение «отходят» от гуммированной бумаги и готовую к работе «переводилку» наносят на декорируемый предмет. Затем этот предмет помещают в печку и нагревают до необходимой температуры. При высоких температурах лаковая пленка сгорает, а находящаяся под ней краска впекается в поверхность изделия. Однородность полученной поверхности и позволяет использовать декорированное изделие не один год, не опасаясь что оно потеряет цвет или изображение сотрется.
Процесс декорации с помощью деколи еще называют деколированием. Он широко используется на фарфоровых и стекольных предприятиях, которые занимаются изготовлением посуды. Основное преимущество, а вместе с тем и недостаток технологии деколирования, заключается в том, что наносить картинки на различные поверхности возможно только ручным способом, что существенно влияет на себестоимость и количество производимой продукции. В последнее десятилетие широкое распространение технология деколирования получила в изготовлении сувенирной продукции. Сегодня уже трудно представить офис без кружек с нанесенным логотипом компании, или бокал пива в баре, без эмблемы пивоваренного завода.
История возникновения и развития деколирования
Техника декорирования керамики с помощью деколей возникла в 1750-х годах в Англии; ее авторство зачастую приписывается французскому граверу Симону Франсуа Равенету, переехавшему в Англию и усовершенствовавшему процесс, названный им “decalquer” (в переводе с французского - снимать на кальку, срисовывать). С другой стороны, Джон Садлер и Гай Грин (оба - известные печатники и граверы, работавшие в Ливерпуле) утверждали, что изобрели данную технологию в 1756 г. для декорирования изделий известного производителя керамики и дизайнера Джозаи Веджвуда. Однако это притязание оспаривается свидетельством того, что в 1751 и 1755 годах гравер Джон Брукс (работавший на компанию Battersea Enamel Works) пытался запатентовать технику переноса монохромного изображения, включавшую в себя травление и покрытие краской изображения на медной пластине и последующую его печать на влажной бумаге, которая затем прижималась к керамическому изделию, оставляя на нем отпечаток.
Но, даже если Садлер и Грин и не изобрели деколи, они усовершенствовали процесс гравировки и технологию печати, а также внедрили подглазурную деколь, благодаря которой к 1770 годам стоимость декорирования керамики снизилась с 2 фунтов за единицу до 6 пенсов. Их технология распространилась из Англии в Швецию, Германию, Францию и затем в Северную Америку.
В последующие годы стоимость изготовления деколей снижалась, а удобство их использования повышалось благодаря таким изобретениям, как монохромная и цветная литография и машина для изготовления бумаги Генри Фурдриньера.
Деколи продолжали наноситься на изделия примерно так же, как и раньше: папиросная бумага с изображением на ней прижималась к изделию, покрытому тонким слоем клея; затем бумага увлажнялась и снималась с изделия, оставляя на нем краску, которая впоследствии обжигалась.
К 1876 году спрос на деколированную керамику значительно возрос. Возможно, это произошло благодаря простоте применения деколей и высокому качеству литографических изображений, а также низкой стоимости декорированных таким способом изделий по сравнению с фарфором, расписанным вручную. Именно в этот период возникло слово «декалькомания», отражающее всеобщее увлечение этим способом переноса изображений на керамику: в 1875 году существовало всего около 300 дизайнов для декорирования, а спустя 2 года – уже более 10 000.
Следующее значительное событие произошло в 1895 году: компания Tullis Russell Brittains начала производить «дуплексную» бумагу, благодаря которой стоимость изготовления деколей сократилась на 80%. Эта новая бумага состояла из двух разделяемых слоев: листа тонкой папиросной бумаги сверху и более толстой и плотной бумаги снизу. Используя ее, удалось значительно повысить производительность печати, а также облегчить обращение с деколями и их хранение: раньше папиросную бумагу приходилось перед печатью наклеивать на цинковые пластинки, что само по себе было не очень быстрой и легкой операцией.
Компания Tullis Russel и по сей день остается крупнейшим в мире производителем бумаги для деколей.
Последним новшеством, оказавшим большое влияние на процесс изготовления деколей, стала шелкотрафаретная печать. Нашедшая широкое коммерческое применение в начале 1930 годов, шелкотрафаретная печать сперва использовалась не для печати самого изображения, а для нанесения покровного лака поверх уже напечатанного рисунка. Таким образом, покровный лак стал средством переноса изображения вместо папиросной бумаги. Технология оказалась такой удобной, что уже через несколько лет большая часть деколей изготавливалась этим способом.
С 1960 годов технология печати развивалась поразительными темпами. Компьютеры, сканеры, программы для редактирования изображений, настольные издательские системы и постоянное усовершенствование процесса шелкотрафаретной печати позволили изготавливать деколи с такими легкостью и качеством, что по сравнению с первыми деколями 1750-х годов они выглядят, как современные автомобильные покрышки по сравнению с деревянными колесами повозки, запряженной волами.
Основные типы деколей
Деколь – любое изображение, предназначенное для переноса на какую-либо поверхность. Это простое, но емкое определение подразумевает, что существует много типов деколей. Пожалуй, проще всего разделить их на две основных категории: «горячие» (обжигаемые) и «холодные» (не обжигаемые).
Горячие деколи
Горячая деколь используется при декорировании изделий из стекла, фарфора, керамики, фаянса, эмалированного металла. После нанесения деколи на изделие оно обжигается в печи для закрепления изображения.
Горячие деколи изготавливаются из неорганических компонентов, которые не выгорают в процессе обжига. Как правило, они представляют собой размолотое в порошок стекло («флюс», который способствует сплавлению изображения с поверхностью изделия) и пигменты (краску) в виде оксидов металлов и солей, которые смешиваются с жидкой маслянистой органической печатной «средой» (растворителем), подходящей для шелкотрафаретной печати. После печати изображения оно покрывается органическим лаком, служащим «несущей» основой.
Холодные деколи
Холодные деколи применяются для декорирования предметов, которые обжечь невозможно. Их можно классифицировать по принципу нанесения: простое наклеивание, сублимация, механическое воздействие, термоперенос и т. д. Однако, стойкость к механическим повреждениям у «холодной» деколи значительно ниже, чем у «горячей», и сравнима с лакированными бытовыми предметами. Холодную деколь используют для нанесения изображений на мыло, свечи.
Современная технология «горячего» деколирования
Деколирование на данный момент является одной из наиболее популярных технологий нанесения изображения на продукцию из фарфора, керамики или деколь на стекле.
В целом, процесс производства деколированого изделия состоит из трёх этапов – собственно печати изображения, переноса его на изделие и высокотемпературного обжига. Рассмотрим их более подробно.
1. Печать изображений
Как уже упоминалось, в подавляющем большинстве случаев деколи печатаются шелкографическим методом. Шелкография - способ воспроизведения текста и графических изображений при помощи печатной формы (трафарета), через которую краска проникает на печатный материал: печатающие элементы трафарета пропускают через себя краску, а пробельные её задерживают. Одной из особенностей шелкографии является возможность получать толстый красочный слой от нормальных 8 — 10 мкм до 500 и более (для офсета красочный слой составляет 1-2 мкм) с впечатляющей укрывистостью и яркостью цвета. Также можно широко использовать спецэффекты — глиттеры (блёстки), объёмную печать, имитацию бархата. В качестве формного материала используются специальные нейлоновые или металлические сетки частотой 4-200 нитей/см и толщиной примерно 18-200 мкм. Обычно пробельные элементы формируют непосредственно на сетке фотохимическим способом. Для изготовления печатной формы может быть использован как сухой плёночный фотослой (капиллярная плёнка), так и жидкая фотоэмульсия, высушиваемая на сетке после нанесения. В обычном состоянии фотослой смывается водой. После экспонирования УФ-излучением фотослой полимеризуется и перестаёт смываться водой, за исключением участков, не подвергшихся облучению (закрытые изображением позитива). Смытые участки сетки становятся печатающими элементами.
Подготовленный таким образом трафарет помещается над листом бумаги, на который будут наноситься изображения. Затем на задний край трафарета наливается краска, которой будет печататься изображение. Оператор с помощью ракеля распространяет краску по трафарету, заполняя ей печатающие элементы и перемещая основную массу краски к передней части трафарета. Затем оператор прижимает ракелем сетку трафарета к запечатываемой поверхности и проводит им в обратном направлении (к задней стороне трафарета). При этом краска, находящаяся в печатающих элементах трафарета, проталкивается через сетку на запечатываемую поверхность. Количество краски, ложащейся на поверхность, определяется толщиной и частотой нитей сетки. По мере перемещения ракеля к задней стороне трафарета, сетка под действием своего натяжения отходит вверх от запечатываемой поверхности, оставляя краску на ней.
Для печати каждого цвета, присутствующего в изображении, используется отдельный трафарет; в итоге после наложения всех цветов на листе бумаги получается готовое изображение, которое затем покрывается лаком (наносимым также через отдельный трафарет).
После печати трафарет может быть использован повторно. Однако, если напечатанное изображение больше не нужно, трафарет может быть «восстановлен», т. е. очищен от фотоэмульсии, и использован для печати нового изображения.
2. Перенос деколи на изделие
Деколь печатается на пористой бумаге с водорастворимым покрытием на одной стороне листа. Обычно это покрытие состоит из декстрина или крахмала, который растворяется при помещении в воду; таким образом, деколь отделяется от листа бумаги и может быть наклеена на поверхность изделия. Поверхность тщательно очищают от грязи и жира перед нанесением деколи. Затем на слегка подогретую поверхность изделия сдвигают рисунок, и прижимают его мягкой тканью для того, чтобы изображение разгладилось и из-под него вышел воздух.
После нанесения деколи изделие тщательно просушивается, так как присутствие воды под деколью во время обжига приводит к появлению пузырьков, или даже вспучиванию отдельных участков деколи.
3. Обжиг
Во время обжига покровный лак и печатная среда выгорают, а пигменты и флюс сплавляются с поверхностью, на которую нанесена деколь.
До обжига цвета деколи выглядят темными и матовыми, лишь приблизительно похожими на яркие и блестящие краски, которыми они станут после обжига. Высокая температура при обжиге (более 600ОС) существенно трансформирует деколь, расплавляя оксиды и соли и проявляя их богатую палитру цветов. В результате изображение становится неотъемлемой и постоянной частью керамической поверхности; оно не выцветет ни от воздействия окружающей среды, ни от солнечного света, и может быть удалено только механической шлифовкой или некоторыми кислотами.
Что происходит во время обжига?
Температура 22-100ОС
Деколь размягчается и плотно прилегает к поверхности изделия.
Температура 100-250ОС
Деколь высыхает и становится ломкой.
Температура 250-573ОС
Покровный лак и прочие органические компоненты выгорают. На поверхности изделия остаются только пигменты и флюс, еще не сплавленные с ней, поэтому недообожженные деколи легко стираются с поверхности изделия.
Температура 573ОС и выше
Происходит переход кварца, входящего в состав любой керамики, из бета-модификации в альфа-модификацию с изменением объема (на 0,8-1%). Флюс начинает расплавляться; эмаль размягчается под деколью и пигменты сплавляются с ней.
Охлаждение
Для того, чтобы переход кварца из альфа- в бета-модификацию прошел успешно, температуру в печи следует снижать медленно и постепенно. Ни в коем случае нельзя открывать печь до тех пор, пока она не остыла до температуры хотя бы 200 градусов. Слишком раннее открытие печи или слишком быстрое остывание изделий могут привести к появлению трещин на поверхности глазури и дефектам изображения.
Среди способов нанесения изображений на сувенирную продукцию (деколь на посуду) можно перечислить тампонную и прямую трафаретную печать, ручную роспись и гравировку, лазерную гравировку, термоперевод. Они между собой не конкурируют, так как имеют разные возможности по цене, времени изготовления, размерам изображения и их качеству. Но по долговечности, тиражам, качеству украшения посуды деколь превосходит все другие способы.
Деколь — технология нанесения изображения на поверхность керамических или стеклянных изделий путем переноса краски со специальной бумажной основы и последующей фиксацией обжигом. На бумажную основу изображение наносится способами шелкографии или офсетной печати. Перенос деколи на посуду.
Печатается деколь специальными керамическими красками, которые состоят из трех типов компонентов: окрашивающих, стеклообразующих и оттеночных.
Разбавителем служит масло или водорастворимые полимеры.
Керамические краски делятся на три типа — подглазурные, внутриглазурные и надглазурные краски.
Первые — подглазурные краски, предназначенные для нанесения на сырое изделие под будущий слой основной глазури. Эти краски должны быть наиболее термостойкими, поскольку сырое изделие обжигается при температуре 1000–1400 °С. Цветовая палитра этих красок ограничена, потому что существует не так много пигментов, способных выдержать подобные температуры.
Второй тип — внутриглазурные краски, которые в процессе обжига вплавляются в глазурь и тоже должны обладать высокой термостойкостью. Их палитра несколько шире, чем у подглазурных красок.
Первый и второй виды красок редко используются в рекламно-сувенирном производстве, поскольку здесь, как правило, имеют дело с уже готовыми (обожженными и покрытыми глазурью) керамическими изделиями, на которые нужно только нанести надпись или изображение.
Для сувенирной продукции преимущественно применяются краски третьего типа — надглазурные. Они закрепляются на поверхности изделий в процессе третьего, последнего, обжига, проходящего в муфельных печах. Обжиг происходит при более низких температурах — 600–900°С. Поскольку требования к термостойкости для надглазурных красок ниже, то можно использовать больше различных пигментов. Соответственно и цветовая палитра надглазурных красок намного шире, что немаловажно для рекламно-сувенирных целей.
Кроме основных видов красок, для получения различных специальных эффектов применяются дополнительные составы.
Очень эффектно смотрится печать золотосодержащими красками, золота в которых может быть от 8 до 24%. Изготовление таких красок представляет собой довольно сложный процесс, поэтому цена 1 г. золотосодержащей краски нередко равна цене такого же чистого золота. А вот для получения серебристого покрытия само серебро применяется редко — для этих целей чаще используются краски на основе платины или палладия.
|